Легенда о секрете северной черни

До сих пор существует легенда о передаче секрета состава северной черни от отца к сыну и, как правило, "перед смертью". Старые мастера с большим удовольствием брали к себе на обучение учеников со стороны. Многие видные мастера обучались у других мастеров, и при этом они не были родственниками. Случай, что последний из старых мастеров М.П. Чирков находился в родстве с мастером Кошковым, ни в коем случае не служит основанием для утверждения о передаче секрета северной черни от отца к сыну (как наследство).

Легенда о Северной черни

Ещё существует менее правдоподобная легенда о передаче секрета состава северной черни "перед смертью". Очень трудно представить человека, который за несколько часов или минут до своей смерти смог передать "секрет" черни, и еще труднее представить этого наследника, который в прощальный момент со свои близким человеком был в состоянии запомнить этот рецепт и способ приготовления состава. Как известно, что для освоения рецепта и состава черни требуется достаточно длительное время и не как уж, не несколько часов.

Особое внимание на Северную чернь

Особое внимание обращает на себя утверждение Ивана Евдокимова, что основоположником и изобретателем устюжского чернения по серебру был устюжанин Жилин, живший при царствовании Елизаветы, около половины XVIII столетия и что секрет черни хранил в роду Жилиных, после чего был передан Кошкову и от него уже перешёл к мастеру Чиркову.

Продукция завода Северной черни в нашем магазине

Основоположником и изобретателем устюжского чернения Иван Евдокимов, вероятно, считает Ивана Петровича Жилина, бывшего головой устюжской ремесленной управы в 1786 году. Последний раз этот Жилин был записан в окладных ведомостях в 1811 году.

Утверждение Евдокимова, что секрет черни хранился только в роду Жилиных, не отвечает истине. Единовременно с Жилиным занимались черневым производством мастера Климшин, Малаков, Буравкины, Неводчиков, Гущины, Моисеев (Мосеев) и они естественно знали состав черни. В 1745 году мастер Климшин Михаил Матвеевич был послан в Москву для проведения обучения черневому искусству московских мастеров. Следует отметить, что бывшие в Москве устюжане назвали предпочтительно Климшина, а не Жилина.

Отсюда следует, что Жилины не единственный обладатель "секрета" черни. Неверно также и то, что Кошков получил секрет от Ивана Петровича Жилина. Первый известный нам из рода Кошковых мастер по черни — Иван Алексеевич Кошков в 1798 году, 16 лет, поступил учеником на три года к мастеру черневого производства Якову Герасимовичу Моисееву.

Следовательно Кошковы получили секрет черни не от Жилиных, а от Моисеева, хотя последний мастер из рода Кошковых— Михаил Иванович учился у Жилина, но только не у Ивана Петровича, а у его сына Александра Ивановича. Можно полагать, что искусство чернения по серебру в Великом Устюге было известно давно и не было секретом какого-то одного мастера, а точнее, было производственным секретом данной профессии.

На основании приведённых исторических справок можно сделать определённый вывод об истоках устюжской или северной черни. Искусство черни по серебру в Великий Устюг завезли из какого-то древнего русского города, но не из Новгорода.

Есть вопросы?
Мы готовы на них ответить!